Съемка панорамных изображений

В данной статье хочу рассказать о приемах по съемке и склейке панорам. Статья для тех, кто снимает материал на зеркальную камеру,  предпочитая склейку и последующую подготовку файла в Adobe Photoshop. Будут представлены все этапы работы, рассмотрен основной алгоритм, которым приходится пользоваться чаще всего.

В начале октября посчастливилось побывать в Праге и ее пригородах. Особенно впечатлила экскурсионная поездка в Чески-Крумлов (Český Krumlov). Это невероятно красивый город, расположенный в 175 километрах от столицы Чехии. Красоту городу придает необычное огибание его рекой Влтавой и перепад высот. Еще в XIII веке на одной из скал была построена крепость. Город много раз перестраивался. Но природная и архитектурная красота Крумлова не оставляет равнодушными многих туристов со всего мира. С 1992 года историческая часть города находится под защитой ЮНЕСКО, как объект культурного наследия.

С высоты крепости и открывается первый вид, где хочется сделать множество красивых фотографий. Сразу становится понятно, что на штатный объектив, на широком угле которого значатся цифры 24мм, нельзя охватить всю картинку и даже приблизиться к желаемому. Первое, что приходит в голову: "Снимаем панораму!". Учитывая наплыв туристов, понимаешь, что делать это нужно быстро и безошибочно. О том алгоритме, которым я пользуюсь и пойдет речь далее.

Существует множество способов работы над панорамами. Самый простой - это провести современным смартфоном слева направо. В тот момент когда фотограф со своей зеркалкой прицеливается к первому кадру, Вы уже наслаждаетесь сбором лайков в инстаграм. Но это не наш метод.

Также можно полностью довериться Вашей камере. Во многих реализована функция автоматической склейки. В разных камерах - различные способы - от движения до последовательной съемки нескольких кадров. Но наша задача - снять качественную картинку именно зеркальной камерой, впоследствии склеить в фотошоп, и дальнейшую обработку проводить с единым (склеенным) файлом, минимизировать временные затраты как на съемку, так и на обработку границ склейки. В описанном ниже примере время над работой "с границами" не тратил вовсе. Все склеено идеально.

Существует множество плагинов для автоматизации процесса склейки, удобные программы для работы над панорамами (самая интересная на мой взгляд - Panorama Factory), но силами фотошопа также можно сделать все быстро и качественно, минимизируя временные затраты.

Снимая "на автомате", граничные области кадров всегда будут разными в плане яркости, цветности участка кадра. Это усложнение алгоритма для любой из программ, включая и сам фотошоп. Склейка таких кадров даже самыми мощными программами не всегда приносит успех. Поэтому, совет 1 - снимайте все кадры в ручном режиме, с едиными значениями ISO, выдержки и диафрагмы, либо используйте кнопку блокировки экспозиции AE-L (Automatic Exposure Lock). Понимаю, что многие никогда этого не делали, но, поверьте, сложностей в этом никаких нет. А как быстро и правильно подобрать значения экспозиции, я расскажу. Совет 2 на этапе съемки - выдерживайте вертикали, старайтесь выдерживать горизонтали при смещении к последующему кадру. Совет 3 - зону перекрытия оставляйте порядка 20-35%. Эти правила совсем не сложные, опыт и уверенность приходят почти сразу.

 

Часть 1. Съемка.

Помните про те советы, о которых написал выше. Выбор значений экспозиции советую осуществлять, замеряясь по области, максимально близкой к самому светлому участку Вашей панорамы. Очень хорошо, если именно в этих участках и будут находиться важные объекты съемки. Следует использовать режим центрально-взвешенного или матричного (мульти-сегментного) замера. Не следует использовать точечные замеры.

Многие фотографы используют кнопку блокировки экспозиции AE-L (Automatic Exposure Lock) и вовсе не переходят в ручной режим. Это дело привычки.

Как видно из рисунка, съемка всех пяти кадров панорамы была произведена со значениями f/8, 1/320с при ISO 250 (1), с минимальной ошибкой в выборе значения экспозиции.

Сами кадры немного недоэкспонированы, но подразумевается корректировка при RAW конвертации. Вполне рабочая гистограмма, даже на самом "капризном", правом кадре, говорит о том что материал отснят правильно.
Появление небольших пересветов в панорамной съемке - явление частое, причина этому - "захват"  участков неба различной освещенности. Не так просто получить одновременно хорошо проработанное небо на большом участке охвата съемки и сцену под ним.

На пятом кадре, существует немного пересвеченная область,  о чем при нажатой кнопке (2) в плагине Adobe Camera Raw свидетельствует красная заливка (3). При съемке единичного кадра, подобные ошибки можно избежать, включив соответствующие настройки Вашей камеры. Такие области можно отслеживать на экране вашего зеркального фотоаппарата. У нас же - пять кадров, участки разной освещенности и единые значения экспозиции, поэтому добиться идеальной картинки сразу, уже на этапе съемки - дело непростое. К тому же все эти неточности поправимы при обработке, если Вы снимаете в RAW формате. Материал отснят.

 

PS. Если позволяет ситуация и условия, пользуйтесь штативом. Сложности, возникающие при определении точных параметров съемки легко преодолеть, снимая с брекетингом (вилкой). Вытянуть недо или переэкспонированные кадры в такой ситуации на много проще. Но, с приобретением определенных навыков, снимать с рук становится не менее просто.

 

Часть 2. Обработка.

Обработку материала следует начинать с того самого "капризного" кадра. Открываем RAW файл. Подгружается плагин Adobe Camera Raw, либо любой другой плагин для первичной работы с RAW. Поправим значения экспозиции, поработаем с устранением пересвеченной области на небе, с осветлением темных участков, корректируем цвет.

Поправив значения экспозиции (до +0,65), контраста, цветности, поработав над "вытягиванием" темных участков (Fill Light) и сместив параметр Recovery до 60, получим картинку слева. Особое внимание обращаю на параметр Recovery. Он позволяет "вытянуть" именно те участки изображения, в которых ранее были обнаружены пересвеченные области. Если, конечно в вашем RAW файле осталась информация об этих деталях. Красная область заливки, показывающая пересветы свелась к минимуму. Такой кусок неба уже легко правится при окончательной обработке.

Если бы мы работали с отдельным файлом и забыли про остальные четыре кадра нашей панорамы, то "красную область" можно было бы свести к нулю, отдельно проработав небо, отдельно все остальное, применив маску или любым другим способом. Но начав обработку со сложного кадра, мы помним и обо всех остальных. Поэтому... совет 4  - как при съемке, так и при обработке, необходимо сохранить единство параметров.

Конечно же, все параметры обработки подбираются индивидуально в каждом конкретном случае, но данное правило необходимо соблюдать строго.

Для этого требуется сохранить параметры обработки "капризного" файла. В плагине Adobe Camera Raw это можно сделать так, как показано на рисунке (Нажать на иконку справа - выбрать пункт меню Save Settings - сохранить под именем файла с расширением .xmp). Имя файла необходимо запомнить или записать. Таким способом, мы сформировали пресет, который впоследствии применим к остальным четырем файлам.  Не забываем сохранять результат в любых графических форматах, привычных Вам для дальнейшей работы, например в формате .jpg.

Применить пресет к остальным файлам можно, либо загрузив сохраненный ранее файл с расширением .xmp, в том же самом меню, нажав Load Settings, либо, из списка Presets, как показано на рисунке. Так, все файлы нашей панорамы будут обработаны одинаково и сохранены каждый под своим именем.

 

Файлы подготовлены. Можем приступать к их склейке.

 

Часть 3. Склейка

При четком следовании данному алгоритму, склейка сведется к простым, знакомым почти всем манипуляциям в Adobe Photoshop (File - Automate - Photomerge). В 90% случаев использую автоматическую склейку (Layout - Auto). Удерживая клавишу CTRL, выбираем пять наших файлов, нажимаем ОК и ждем результата. Остается просмотреть границы (крайне редко случаются какие либо неточности), откадрировать панораму.

Часть 4. Обработка склеенного файла.

В дальнейшем, со склеенным файлом можно делать любые привычные манипуляции: кадрировать, работать над деталями, резкостью, подготавливать к печати. Мы же, не забываем про небольшой пересвеченный кусочек неба и готовим файл к публикации в интернет.